Все дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства в своей обязательной части содержат предметную область "Теория и история музыки", включающую изучение предметов "Сольфеджио", "Слушание музыки" и "Музыкальная литература".
Цель обучения по предмету сольфеджио – развитие профессиональных музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки, связанных с выявлением одаренных детей в области музыкального искусства и подготовкой их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Сольфеджио включает комплексное развитие всех способностей музыканта: памяти, слуха, чувства ритма, формы, развитие многих практических навыков. Помимо приобретения навыков пения с листа, записи диктантов, слухового анализа, некоторых сведений теоретического порядка, на уроках сольфеджио воспитывается музыкальный вкус, эмоциональность, накапливается слуховой опыт. Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору.
Цель обучения по предмету слушание музыки - воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. «Слушание музыки» развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, а также развивает воображение.
Целью предмета музыкальная литература является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
«Музыкальная литература» - учебная дисциплина, в программу которой входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, важных сочинений. Среди основных задач предмета - дать учащимся общее представление о мире классической, народной, основных направлениях современной и джазовой музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, накопление музыкального багажа.
Предмет «Музыкальная литература» очень тесно взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», а также с предметами области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающихся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.