МБУ ДО «Детская школа искусств" г. Пудожа

186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Комсомольская, д.5

Телефон

8 (81452) 5-15-02

Эл. почта dmh.pudozh@yandex.ru

номер дежурной части

результаты независимой оценки

психологическая помощь


форма приема жалоб

форма для приема жалоб о наличии в Интернете запрещенной информации, пропанандирующей употребление наркотических средств https://eais.rkn.gov.ru/feedback/

Информация о «Едином реестре психологических практик по оказанию помощи несовершеннолетним и их семьям в Республике Карелия»

Открытый урок от 17 ноября 2021 года в подготовительной группе по учебному предмету «Сольфеджио» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 Тема урока: «Песенки по лесенке»
Преподаватель Харина Галина Николаевна
Количество детей: 8 человек
Возраст детей: 6 -8 лет
Продолжительность занятия 40 минут
Цель урока: Показать различные формы и методы работы с обучающимися на начальном этапе обучения
 Задачи:
Образовательная: повторение и закрепление материала по ранее изученным темам;
Обучающая: развивать навык точного интонирования на основе
 песенок-попевок.
Развивающая: развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха обучающихся;
 Воспитательная: воспитание интереса и любви к предмету «сольфеджио», воспитывать эстетический вкус, воспитывать такие личные качества, как дисциплинированность, внимательность, собранность.
Методы обучения: - словесный, наглядный, практический, игровой
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. 
Форма занятия: групповая
Методические приёмы: словесный(беседа), наглядный, практический (музицирование), игровой
Материальное оснащение занятия: кабинет, доска передвижная, доска на стене, музыкальные инструменты,  цветные карточки
Структура урока:
Организационный момент –  2 минуты;
вводная часть  -  5 минут;
основная часть -  25 минут;
заключительная часть -  5 минут;
подведение итогов занятия - 3 минуты.

Песенный материал из учебника «Сольфеджио» 
для дошкольной группы ДМШ Ж.Металлиди,  А.Перцовская
1.    «Мы стоим на месте»
2.    «В зоопарке»
3.    «На морозе девочка»
4.    «Песенка про музыкальные инструменты»
5.    «Раз-два- острова»
6.    Шумовой оркестр ( Й.Гайдн «Менуэт» )
7.    Проверь себя. Ответы на вопросы.

Ход урока.
Преподаватель: «Здравствуйте!» (пою с ручными знаками  музыкальное приветствие на звуках трезвучия )
Дети: «Добрый день!» ( поют  с ручными знаками по звукам  трезвучия)
Дети: «Можно сесть?» (поют с ручными знаками V-VI ступени)
Преподаватель : ответ «Нет, нельзя» (поёт  на V- III ступени)
- Как всегда, у нас с вами небольшая разминка:
1.    Хлопаю в ладоши небольшие ритмические группы – ребята должны их повторить
Ребята: «Можно сесть?» (поют с ручными знаками V - VIступени)
Преподаватель:  «Можно сесть». ( пою на звуках трезвучия V-III-I ступени)

 Преподаватель:  Наш сегодняшний урок не совсем обычный, перед нами стоит задача, пройти по всем ступенькам нашей музыкальной лесенки (лесенка нарисована на доске). Вы, конечно,  знаете, сколько ступенек в музыкальной лесенке? Правильно, восемь!   А ноток сколько в музыкальной стране? Правильно, СЕМЬ. Для начала мы споем с вами ЗВУКОРЯД  от ноты «ДО» (поём с показом ручных знаков). А теперь внимательно слушайте и повторите как «эхо» за мной. (пою 3-4 попевки с ручными знаками, дети повторяют, принцип упр. «Эхо») 
И так, начинаем  наше путешествие по лесенке! И с нами сегодня музыкальная звёздочка, которая будет двигаться по нашей музыкальной лесенке (показываю мобильную звездочку, которая находится на доске)
1.    На первой ступеньке  спряталась вот такая мелодия, слушаем и отгадываем. Исполняю  «Мы  стоим на месте». Правильно! Отгадали. Теперь  поём и показываем движение мелодий  по вашей лесенке, которая лежит у вас на парте
( ребята поют и показывают  движение мелодии). А теперь слушаем и отгадываем движение мелодии (играю разные мелодии, дети отгадывают мелодии, но уже показывают движение рукой) Молодцы, справились с первым заданием. 
 СТАВИМ ЗВЕЗДОЧКУ на 1 ступень. 
2.    Обращаю внимание на « ритмический поезд с вагончиками», который нарисован на доске (в тетради у каждого  нарисован « поезд с ритмическими вагончиками»). Предлагаю детям выйти из-за парт, встать в круг и вместе проговорить стихотворение «Раз-два острова». Показываю рисунок «Солдатика МЕТР»,  предлагаю вместе ровно прошагать и говорить слова  стихотворения. 
А теперь усложним задание - попробуем вместе с ровными шагами,  в ладоши хлопать ритмический рисунок стихотворения. Молодцы! Почти все справились с этим  трудным заданием. Садимся на свои места. Я подхожу к каждому предлагаю взять по 2 цветных вагончика со словами, прочитать, найти нужный « вагончик» ритма и подписать  под словом . (пока ребята думают  и уже пишут ритм, приклеиваю цветные карточки со словами каждому в тетрадь) Еще с одним заданием справились!                                          ПЕРЕДВИГАЕМ ЗВЕЗДОЧКУ на 2 ступеньку
3.    Сейчас прослушаем новую небольшую песенку «В ЗООПАРКЕ»,  внимательно слушайте и старайтесь сразу запомнить слова. (пою песню) .Чтобы нам не ошибаться, а спеть сразу дружно и правильно, - поем все вместе.
 А сейчас будем исполнять  песню по фразам, вы конечно же, помните, что когда фраза заканчивается, нужно обязательно хлопнуть в ладоши! ( пропеваем еще раз все вместе с хлопками  на окончание фраз).В песенке 4 фразы, значит будут петь 4 человека(называю кто какую фразу поёт). Молодцы, постарались и  справились!
ПЕРЕДВИГАЕМ  ЗВЕЗДОЧКУ на 3 ступень
4.    Вот мы с вами уже  на 3 ступеньке. Задание для вас сейчас, будет самое лёгкое!  Внимательно слушаем, отгадываем  следующуюмелодию.  Играю первую фразу «На морозе девочка» Правильно!как быстро отгадали!(песня знакомая)  Вы помните, что в  этой песенке  есть 2 вида лада (ребята сами говорят какие)  Первая группа будет петь МАЖОРНУЮ ЧАСТЬ, вторая – МИНОРНУЮ. Исполняем.
5.    А сейчас приготовьте цветные карандаши красный, синий, черный. Вспомним с вами сказку про мажорное, минорное трезвучие (рассказываю  и играю на инструменте) Сейчас  слушаем, отгадываем ЗВУЧАНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ с  ПОКАЗОМ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ . 
 ПЕРЕДВИГАЕМ  ЗВЕЗДОЧКУ  на 4 ступень
6.    Прежде чем отгадать следующую песенку, надо ответить на 2 вопроса, 
СЕЙЧАС МЫ  БУДЕМ ПРОВЕРЯТЬ  СЕБЯ:
1 вопрос: Чем отличается музыкальный звук от шумового?
2. Чем отличается «голос» одного инструмента от другого? Ответ ТЕМБР.
Всё верно, вспомнили трудное слово ТЕМБР. И поём ещё одну  любимую песню
«Песенка про инструменты».Показываю  2 знака ФОРТЕ и ПИАНО, поём выразительно всю песню, соответственно знакам Форте и пиано.
 ПЕРЕДВИГАЕМ  ЗВЕЗДОЧКУ на 5 ступень
7.    Вот мы уже приближаемся к 6 ступеньке! И здесь мы должны проверить себя: (на доске висят слова-подсказки), предлагаю ребятам  встать и подойти ближе к доске, чтобы глазами найти нужное слово, если вдруг забыли.(термины: ЛАД, МАЖОР, МИНОР, СИЛЬНАЯ ДОЛЯ, СЛАБАЯ ДОЛЯ, ТЕМБР,  НОТНЫЙ СТАН, СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ…)
1.Какое настроение любит мажор?
2. Как зовут грустного друга мажора?
3. Найдите на доске слово, которое означает, что все ступеньки живут дружно, мирно. 
4. Сколько линеек в нотном стане и откуда они считаются?
6.Как зовут короля, у которого в подчинении все ноты?   
Молодцы, на все вопросы ответили.   Садимся на места.
ПЕРЕДВИГАЕМ ЗВЕЗДОЧКУ на 6 ступеньку
8.     А теперь посмотрим на картинку с танцами (в тетеради) 
Играю МЕНУЭТ. По характеру музыки, ребята должны узнать и назвать танец. Берем бубны, треугольники. Напоминаю: бубны играют четко, ровно, четвертные длительности,  треугольники аккуратно, легко и быстро восьмые длительности. Никуда не спешим,  внимательно слушаем и играем. Исполняем под музыку.
ПЕРЕДВИГАЕМ  ЗВЕЗДОЧКУ НА  7 ступень
          Молодцы! Садимся на свои места. Смотрите,  наша звездочка оказалась на самой   
         верхней ступеньке! Я думаю потому, что вы справились  со всеми заданиями и  сейчас каждый  получает такую же звездочку,  её  приклеим  на страничку в своей тетрадке. Сегодня вы просто МОЛОДЦЫ!
В конце урока поем последние слова «До свидания» (движение мелодии вниз) и «Благодарю»(движение мелодии вверх) все поётся ручными знаками.


Преподаватель                              Г.Н.Харина